Недостатки IPO

Недостатки механизма и издержки проведения IPO

Статьи

Способ финансирования компаний путем выхода на публичный рынок акций имеет ряд недостатков. Перечислим основные из них.

Во-первых, подготовка и проведение размещения (особенно IPO) – чрезвычайно протяженный во времени процесс. Большинство компаний (особенно в России) не готово к размещению своих акций на рынке ни юридически, ни экономически, поэтому перед этим шагом им необходимо произвести реорганизацию, консолидировать активы, раскрыть информацию о себе, подготовить аудированную отчетность за ряд лет по стандартам US GAAP или МСФО, создать систему внутреннего контроля и институт независимых директоров. Все это потребует, прежде всего, значительное количество времени и денег. Так, по некоторым оценкам, для российских компаний на подготовительные мероприятия перед IPO может потребоваться от одного года до трех лет. Много времени отнимает и сама процедура IPO и SEO: на подготовку проспекта эмиссии, его регистрацию и другие бюрократические процедуры, на реализацию преимущественного права приобретения бумаг нового выпуска первыми акционерами и т.д.

Во-вторых, дополнительный выпуск акций ведет к размыванию структуры собственности, в результате руководители и первоначальные акционеры могут потерять контроль над компанией. Кроме того, выпуск акций приводит к дроблению дохода между большим числом участников.

В-третьих, проведение публичного размещения акций ведет к потере конфиденциальности. Правила раскрытия информации, установленные биржами и регуляторами, заставляют компании раскрывать информацию, чья секретность может быть критически важной в конкурентной борьбе (информация о текущих R&D проектах или будущие маркетинговые стратегии). В случае если компания имеет какие-либо научные разработки и не хочет их огласки, то она, скорее всего, откажется от выхода на публичный рынок и предпочтет другие (конфиденциальные) источники финансирования, например банковские кредиты или вложения частных фондов. Более того, компании во многих даже развитых странах, не говоря уже о России, часто ведут двойную бухгалтерию, поэтому выход на публичный рынок для них сопряжен с трудностями и повышенным вниманием со стороны властей и особенно налоговых органов. Выход на публичный рынок требует от таких компаний не просто большой подготовительной работы, но изменения самого стиля работы, перехода от «черных» схем ведения бизнеса к «белым». Им придется раскрывать реальные финансовые потоки, что снижает возможности фирм по минимизации налоговых платежей по сравнению с частными фирмами, и обязывает в полном объеме платить налоги. Эмитентам приходится раскрывать и структуру собственности, что порой чревато ее потерей.

В-четвертых, выходя на публичный рынок, фирма становится более зарегулированной, привлекает больше внимания властей, акционеров. Так, публичность предполагает постоянную работу с огромным числом акционеров и необходимость руководствоваться заявленной им стратегии, эффективность следования которой будет тестироваться рынком. Ставшая публичной фирма попадает под действие разнообразных законодательных актов, сталкивается с правилами и требованиями бирж. Все это усложняет бизнес, ведет к снижению его прибыльности, сокращению финансового рычага и инвестиционной активности фирмы. Так, в 2002 году в США был принят закон Сарбейнса-Оксли (Sarbanes-Oxley Act), соответствие его требованиям является затратным и затруднительным даже для публичных американских фирм, не говоря уже о зарубежных фирмах, разместивших свои акции на американских биржах.

Наконец, привлечение капитала путем публичного размещения акций (особенно в форме IPO) является одним из наиболее затратных механизмов финансирования (затраты на процедуры IPO и SEO не следует путать со стоимостью акционерного капитала). Существуют прямые (явные) и непрямые (неявные) издержки процедуры IPO и SEO (непрямые издержки, как мы покажем дальше, относятся к процедуре IPO).

Непрямые затраты возникают из-за того, что эмитенты устанавливает цену размещения ниже предполагаемой оценки акций фирмы рынком. Возможно, правильнее было бы назвать такие затраты недополученной выгодой. В американской практике сумма, упущенная компанией из-за занижения цены размещения, называется «деньгами, оставленными на столе» (money left on the table). Почему эмитенты идут на это занижение? На то существует несколько причин, рассмотрение которых выходит за рамки данного реферата. Здесь мы только отметим, что таким образом фирма-эмитент компенсирует инвесторам риски, связанные с тем, что те обладают сильно ограниченной информацией об объекте размещения и, по сути, покупают «кота в мешке». Кроме того, фирма-эмитент опасается, что при высокой цене она не сможет найти покупателей. Сильнее других цену размещения вынуждены занижать молодые и небольшие компании, не имеющие «послужного списка» и менее открытые и прозрачные, чем более крупные, старые и открытые фирмы.

За исключением занижения цены предложения, проведение IPO связано со значительными прямыми издержками (эти издержки характерны и для SEO). Эмитент должен оплатить регистрацию в органе государственной власти и комиссионные бирж, услуги андеррайтеров, финансовых консультантов, аудиторов, юристов. Нужно учитывать и расходы на полиграфическую продукцию, маркетинговую и информационную поддержку. Могут возникнуть дополнительные затраты, связанные с оплатой услуг по поддержанию курса акций после размещения.
Многие из этих прямых и непрямых затрат не зависят от объемов размещения, поэтому особенно велики для небольших фирм.

Добавить комментарий