ipo

Цели проведения IPO

Статьи

Публичное размещение акций на фондовом рынке – это цель, достичь которую стремятся многие компании. Такой процесс дает ряд явных преимуществ и открывает новые возможности.

Зачем компании проводят IPO

Если несколько причин, по которым предприятия выводят на фондовый рынок свои акции.

  1. Привлечение крупного капитала на выгодных условиях:
    1. После завершения процесса IPO менеджеры компании могут привлекать большие суммы, не ограничиваясь сотрудничеством с частными инвесторами.
    1. Общая оценка бизнеса, разместившего свои акции на фондовом рынке, сразу же повышается. Это уже не частная компания, а публичная, прошедшая проверки и предоставившая прозрачную отчетность.
    1. Привлечь большие деньги после проведения IPO намного легче, поскольку купить ценные бумаги могут любые инвесторы. И количество продаж не ограничено. Это позволяет продавать акции быстро и помногу.
    1. Благодаря открытой торговле, ликвидность активов публичных компаний значительно выше, чем у частных структур.
  2. Максимальное повышение стоимости долей акционеров:
    1. Когда процесс IPO инициирует компания с ощутимыми перспективами, она закладывает основание для быстрого роста стоимости бизнеса.
    1. Инвесторы, оценив потенциал предприятия, будут добавлять акции в свои портфели, и давать положительные оценки. Все это окажет влияние на рейтинг компании и приведет к повышению котировок ее активов.
    1. Чем дороже акции, тем выше стоимость долей акционеров.
  3. Повышение узнаваемости бренда:
    1. Выход компании на фондовый рынок часто привлекает внимание инвесторов и прессы.
    1. Это более эффективный метод продвижения, чем применение стандартных инструментов маркетинга и пиара.
    1. Когда компания попадает в листинг таких известных мировых бирж, как Nasdaq, LSE или NYSE, она переходит на новый уровень престижа.
    1. Чем популярнее бизнес, тем больше инвесторов хотят вложить в него крупные суммы.
  4. Инструмент для оплаты процесса поглощения других компаний:
    1. Нередко перспективные бренды делают сильные скачки в расширении бизнеса за счет покупки других предприятий. Для поглощения выбираются структуры меньшего масштаба и с перспективой долгосрочного роста.

Такой подход популярен среди американских технологических компаний. Например, Facebook и Google ежегодно совершают покупку стартапов. Часто при поглощении отдельного предприятия в качестве оплаты используется не валюта, а ценные бумаги материнской компании. Когда «Фейсбук» совершал покупку мессенджера WhatsApp, по договору необходимо было выплатить 19 млрд $. В качестве средства оплаты использовались и ценные бумаги. Акциями было покрыто примерно 15 млрд $.

Похожий принцип используется и при заключении контрактов с дорогими специалистами. Часть вознаграждения за работу им предлагают получать в форме акций компании-нанимателя. Все эти бизнес-схемы трудно реализовать без прохождения процедуры IPO.

Проведение IPO особенно выгодно тем, кто инвестировал средства в компанию на этапе ее создания. После публичного размещения акций предприятия на одной из бирж и значительного повышения их стоимости, инвесторы смогут получить сверхприбыль.

Зачем нужно проводить IPO на Московской бирже

Публичное размещение акций на зарубежных площадках компании, созданные в СНГ, производят по нескольким причинам:

  • необходимость развиваться на западном/азиатском рынке;
  • отсутствие в России достаточно большого капитала для реализации возможностей роста;
  • поиск иностранных инвесторов с целью сделать компанию дороже.

Но курс на Запад не всегда является обязательным. Есть крупные компании, которые привлекают отечественные инвестиции и планируют двигаться в рамках такой стратегии роста. Подобным сетям или предприятиям достаточно проведения IPO в России.

Одно из ключевых преимуществ размещения акций на Московской бирже – стоимость процесса. В РФ потребуется ощутимо меньше средств для оплаты услуг андеррайтера, различных комиссий, а также государственных и биржевых сборов. На подготовку и проведение IPO в России уходит от нескольких месяцев до 1 года.

На Московской бирже размещают свои акции компании из разных секторов:

  • высокие технологии;
  • лизинг;
  • финансовые услуги;
  • продажи сырья и др.

В качестве примера можно привести компанию «Яндекс». Летом 2014 г. она провела на Московской бирже дополнительное размещение акций. Зимой 2017 г. Мосбиржа была выбрана компанией «Детский мир» для проведения IPO. В итоге на рынок вывели акции на общую сумму в 21,1 млрд р.

В целом, в деловых СМИ есть немало обзоров успешных российских IPO.

Отрицательные стороны IPO

Когда компания становится публичной и размещает свои бумаги на фондовом рынке, она сталкивается с определенными сложностями. Основной минус нового статуса сводится к необходимости публиковать квартальные отчеты. В них нужно детально отображать всю ключевую информацию о деятельности компании и полученных результатах. Такие отчеты оказывают сильное влияние на рейтинг бренда и стоимость акций.

Негативные процессы и плохие показатели скрыть не получится. Если были серьезные бизнес-неудачи об этом неизбежно узнают инвесторы, аналитики и СМИ. В итоге акции сильно упадут в цене.

Еще один неудобный факт – это постоянная проверка деятельности компании контролирующими органами. Юридическая нагрузка меньше, чем у частных структур, но она есть. Вся бизнес-активность предприятий, прошедших IPO, должна быть прозрачна. И за этим будут следить. В РФ такую функцию выполняет Банк России, в США – SEC. Эти регуляторы активно взаимодействуют с другими госструктурами: налоговая, прокуратура и прочие.

Еще одна форма давления – это ожидания инвесторов. Компании и крупные бизнесмены, вложившие деньги в покупку ценных бумаг, ждут роста своих активов. Они хотят, чтобы цена акций становилась выше каждый год.

На фоне таких ожиданий руководство компании может делать акцент на краткосрочных целях для заметного роста текущей стоимости ценных бумаг. При этом будет страдать долгосрочная стратегия, от грамотной реализации которой зависит развитие бизнеса в целом.

Но при наличии подготовленных менеджеров и опытных консультантов все описанные проблемы преодолеваются, и компания получает значительный приток капитала.

Добавить комментарий