ipo

Что такое IPO?

Статьи

Большинство компаний, которые стабильно развиваются, рано или поздно принимают решение о выходе на фондовый рынок. Выпуск собственных ценных бумаг значительно повышает узнаваемость бренда и открывает возможность привлечения крупного капитала.

Начинается процесс выхода на биржу с первичного публичного размещения ценных бумаг. Эта процедура называется IPO – Initial Public Offering. После ее завершения компания перестает быть частной и становится публичной. При таком статусе предприятия его акции может приобрести любой человек или организация.

Без проведения IPO компании могут иметь акционеров, но будучи частными структурами, они вынуждены выполнять неудобные требования контролирующих органов. А после первичного размещения активов на бирже все становится ощутимо проще.

Продажа бумаг может производиться неограниченному числу инвесторов, что позволяет привлечь миллионные (а иногда и миллиардные) капиталовложения. Это финансирование выводит проект на принципиально новый уровень.

Чтобы успешно выйти на биржу необходимо иметь историю развития бизнеса без темных пятен. Также потребуется сформировать полностью прозрачную отчетность за период в несколько лет. А после запуска торгов на бирже отчеты нужно будет предоставлять каждый квартал. На их основе инвесторы будут принимать решение о купле или продаже активов компании.

Подготовительный этап

Если руководство организации принимает решение о выходе на фондовый рынок, начинается подготовка к IPO. Эта часть процесса выпуска акций проводится под управлением андеррайтера (финансового консультанта). Его функцию обычно выполняет инвестиционный банк, с которым компания заключила соглашение.

Первым делом производится тщательный выбор торговой платформы, на которой будут размещаться акции, и выполняется подбор брокера. Андеррайтер также проводит оценку компании и, учитывая рыночную ситуацию, определяет условия запланированного IPO.

К таким условиям относится:

  • общее количество выпускаемых ценных бумаг;
  • начальная стоимость одной акции;
  • лучшее время для открытия торгов.

Далее андеррайтер приступает к формированию инвестиционного меморандума. Этот документ будет передаваться контролирующему органу государства, в котором запланировано проведение IPO. Например, в РФ контролем деятельности фондовых бирж занимается Банк России. В Америке эту функцию выполняет SEC.

Суть меморандума сводится к предоставлению проверяющему органу предельно подробной информации об организации, желающей провести IPO. В документе содержатся следующие данные:

  • дивидендная политика;
  • сведенья о руководителях и акционерах;
  • финансовые показатели;
  • цели привлечения инвестиций посредством выпуска акций.

Если предоставленные данные соответствуют требованиям контролирующего органа, происходит назначение даты IPO.

Завершается подготовительный этап запуском рекламной кампании. Она необходима для привлечения внимания инвесторов к активам, которые будут размещены на бирже. Представители компании начинают посещать крупные финансовые центры. Там они могут пообщаться с брокерами и потенциальными инвесторами.

Обычно планируются визиты в такие города, как Токио, Гонконг, Нью-Йорк и Лондон. Эти поездки называются Road Show (Дорожное Шоу). Во время визитов менеджеры предприятия предоставляют потенциальным партнерам информацию по размещению ценных бумаг и озвучивают ключевые показатели бизнеса. В среднем дорожное шоу длится от 2 до 3 недель.

Основной этап

Во время посещения деловых центров представители компании собирают заявки на акции эмитента. Крупным инвесторам часто предоставляются специальные условия. Например, возможность приобретения ценных бумаг до момента их размещения на выбранной бирже. Суммы вложений в компанию на таком уровне переговоров могут быть достаточно значительные.

Менеджеры помогают инвесторам определить условия, подходящие обеим сторонам, и совершить сделку. После сбора заявок андеррайтер суммирует информацию о том, сколько акций и по какой цене готовы купить потенциальные партнеры.

Конечная стоимость актива зависит от разных факторов:

  • текущая рыночная ситуация;
  • результаты Road Show;
  • перспективы развития компании и др.

Если предприятие крупное, и все выглядит так, что его активы будут сильно расти в цене, то андеррайтеры начинают конкурировать за право заниматься процессом размещения акций. Биржи также предлагают выгодные условия, поскольку перспективные и крупные активы повышают общую ликвидность на площадке и увеличивают объем торгов.

Физические лица могут купить новые акции сразу после их официального размещения. Чтобы не упустить момент, придется мониторить специальные сайты-агрегаторы, на которых публикуется информация о заявках на IPO. Например, такие данные можно найти на сайте биржи Nasdaq и других площадках. Подобные ресурсы размещают календари заявок на IPO.

Сам процесс мониторинга достаточно рутинный и требует много времени, но в итоге можно найти очень выгодные предложения с хорошей перспективой роста стоимости бумаг.

Завершающий этап

Покупка акций в первую неделю после их вывода на фондовый рынок считается рискованной. В этот период у трейдеров еще нет подробной информации о компании. Все финансовые показатели становятся доступными после публикации первого квартального отчета. По этой причине покупка акций на IPO сопряжена с интуитивными прогнозами на фоне минимального количества данных.

Если на рынок выводит акции компания с хорошей историей развития или явными перспективами роста, то актив могут покупать быстро и в больших количествах. При этом ощутимую часть сделок производят HFT – высокочастотные торговые роботы.

Покупая активы компаний, выходящих на IPO, нужно учитывать риск значительного изменения котировок в обе стороны. То есть цена уже в день открытия торгов может сильно вырасти. И если не удалось купить акции по стартовой цене, а их стоимость быстро ушла вверх, то лучше подождать и не покупать бумагу. Нередко в течение нескольких дней происходит значительная коррекция.

Но иногда цена новых акций опускается ниже уровня первоначального размещения.

Но если компания перспективная, то нужно стремиться купить ее акции по стартовой стоимости. В итоге можно получить значительный профит за короткий промежуток времени. В качестве примера быстрого взлета после выхода на рынок можно привести акции компании LinkedIn. В первый день торгов (2011 г.) ее бумаги выросли в цене на 109%. Котировки поднялись от уровня в 45$ до 94,25$ за акцию.

Добавить комментарий